Восставшая из руин. За годы оккупации Лиды расстреляно, повешено, угнано в немецкое рабство 12 049 лидчан и жителей окрестных деревень и хуторов

Трудно отыскать в Беларуси уголок земли, не политый кровью советских солдат. Уже почти незаметны холмы, поросшие травой, еще немного – и время их окончательно поглотит. Безжалостно сотрет последние следы величайшей мировой трагедии. И только память способна длиться дольше века, она будет тревожить нас и постоянно возвращать к тем событиям…

1107 дней и ночей

Война ворвалась в наш дом внезапно, ошеломила ужасом происходящего. О вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз лидчане узнали на рассвете 22 июня. Уже в 4 часа утра фашистская авиация бомбила Лиду. Испуганные жители прятались в подвалах и укрытиях, в лесах и близлежащих деревнях. После продолжительных бомбардировок город, особенно его исторический центр, лежал в руинах. 27 июня 1941 года, несмотря на мужество и героизм красноармейцев, под натиском превосходящих сил противника советские войска покинули Лиду.

Начался тяжелейший период в жизни нашего города, длившийся долгих 1107 дней и ночей.  Это было время гибели и страданий сотен людей, время выживания и борьбы.

Путь к освобождению Лиды берет начало в 1943-м, когда в результате проведения Смоленской, Брянской, Черниговско-Припятской, Лепельской, Гомельско-Речицкой операций были освобождены первые города Беларуси. В 1944 году началась операция «Багратион», которая стала примером военного искусства, а в моральном плане – возмездием за поражения наших войск в начале войны. 5 июля  1944    года командующий 3–м Белорусским  фронтом генерал И.Д. Черняховский поставил задачу: «Третьему гвардейскому кавалерийскому корпусу генерала Н.С. Осликовского во взаимодействии с 31-й Армией не позднее 10-12 июля овладеть городом Лидой, в дальнейшем выйти на реку Неман и захватить плацдарм на ее западном берегу»… И уже 8 июля 1944 г. в ходе Вильнюсской операции город Лида был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Фашисты оставили город в руинах: разрушенные промышленные предприятия, культурно-бытовые и административные здания, на три четверти уничтоженный жилой фонд. Общий ущерб, нанесенный городу, составил 405 млн. рублей. Однако самое страшное, что осталось после отступления немцев, что восстановить нельзя – человеческие жертвы…

…Держим в руках потрепанные временем документы. В них история Лидчины, начиная с июля 1944 года. В этой статье мы, архивисты, хотим осветить некоторые факты и события, которые произошли в Лиде в первые годы после освобождения города от фашистов. Делать это будем, опираясь исключительно на достоверные источники – документы, которые хранятся в нашем архиве.

В документах Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников имеются сведения о количестве человеческих жертв в городе Лиде: расстреляно – 11166 человек, повешено – 4 человека, из них 1 женщина, убито или замучено – 830 военнопленных, угнано в немецкое рабство – 49 человек, из них 44 мужчины и 5 женщин.

Всего за годы оккупации Лиды расстреляно, повешено, угнано в немецкое рабство 12 049 лидчан и жителей окрестных деревень и хуторов. Эти документы, собранные государственной комиссией, использовались на Нюрнбергском процессе как документальные свидетельства обвинения.

После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков перед исполнительным комитетом Лидского городского Совета депутатов трудящихся была поставлена задача: в кратчайшие сроки начать работу по восстановлению органов советской власти, промышленных предприятий и организаций, колхозов, МТС, снабжению населения промышленными и продовольственными товарами, а также учету имущества, увековечиванию памяти погибших воинов, назначению пособий многодетным и одиноким матерям и др.

Возвращение к мирной жизни

17 ноября 1944 года исполнительный комитет Гродненского областного Совета депутатов трудящихся утвердил состав исполнительного комитета Лидского городского Совета депутатов трудящихся. Председателем был назначен Васильев Сергей Филиппович.

Переход к мирной жизни потребовал восстановления народного хозяйства, в первую очередь промышленности.  Предприятия города были разрушены и нуждались в скорейшей отстройке. Быстрыми темпами начались ремонтные работы на заводах сельскохозяйственного машиностроения №1 и №2. Было налажено производство насечки напильников, плугов, кузовов для автомашин, мебели, ножей для соломорезок. Уже в октябре 1944 года завод выпустил первую продукцию на сумму 160 тысяч рублей.

На момент освобождения города Лиды пивоваренный завод был почти полностью разграблен, производственные цеха разбиты, на складах отсутствовало зерно, солод, транспортные бочки, территория завода была захламлена. Восстанавливать Лидский пивзавод начали с приведения в порядок производственных цехов и очистки заводской территории.

4 сентября 1944 года завод приступил к первой варке пива, а 6 октября 1944 года состоялась первая замочка ячменя для выработки солода. Завод начал отпуск пива проходящим через Лиду воинским частям. В связи с отсутствием в 1944 году на заводе необходимых эссенций и материалов для выработки безалкогольных напитков лимонадный цех работал не в полную силу. Работа лесопильного цеха предприятия тормозилась из-за отсутствия древесины.

В июле 1944 года возобновил свою деятельность гвоздильный завод Белметизтреста. Уже к концу года были восстановлены проволочно-гвоздильный, травильный и механический цеха. Были построены кузница, баня и машинное отделение для локомобиля.

В составе Лидского хлебокомбината работали: пекарня №1, которая располагалась в г. Лиде на ул. Коммерческой, пекарня №2 на ул. Ленинской, пекарня №3 на ул. Розы Люксембург, пекарня №4 на ул. Советской.

При отступлении немецко-фашистских войск из города мясокомбинат был полностью сожжен. Нарком мясной и молочной промышленности БССР Мельников С.  в письме председателю Лидского городского Совета депутатов трудящихся внес предложение построить новый завод на базе имевшейся «коробки», строительство которой было начато «при польской власти» в непосредственной близости от старого мясокомбината. 15 августа 1944 года Лидский мясокомбинат начал свою работу.

В начале войны фабрика химкультпредметов выпускала школьные, конторские чернила (голубые, красные, фиолетовые), чертежную тушь 12-ти цветов, фиолетовую, красную штемпельную тушь, почтовый красный сургуч, школьный и портняжный мел, ученические краски и масляные краски для художников, обувной крем, мастику для полов, каустическую соду,  спирт, канифоль, соляную кислоту, медицинский гипс и др. В октябре 1944 года фабрика начинает работать вновь. Ей было поручено до конца года организовать производство тетрадей и грифельных карандашей, а также зубного порошка с выпуском 1 тонны в месяц.

Город очень нуждался в товарах широкого потребления, поэтому в июле 1944 года был организован городской промышленный комбинат.  В составе основных средств комбината значились здания и сооружения, мельницы, силовые установки (турбины, газогенераторные установки, динамомашины), транспортные средства и др.

В это время начал свою работу кафельный завод, возобновил свою деятельность мельзавод №10.  Восстанавливалась работа мельниц, на которых практически везде сохранились жернова, круподерки, трансмиссионные валы.

На базе бывшего пивоваренного завода №2 был создан Лидский комбинат пищевых концентратов. Для налаживания его работы Главное управление пищевых концентратов завода №1, а также Московский соевый завод пищевых концентратов им. Микояна безвозмездно передали комбинату пищевых концентратов оборудование: редуктор, котел, электромотор, вентилятор, центрифугу.

Начала восстанавливаться городская электрическая сеть. Нужно было построить городскую электростанцию.  В качестве подготовительных работ при коммунальном отделе горисполкома было создано энергобюро.  В октябре 1944 года на заседании исполнительного комитета был рассмотрен вопрос о вводе в эксплуатацию городской электростанции к ноябрю 1944 года.

В августе 1944 года на площади 3-го Мая (угол улиц Интернациональная-Ленинская), к большой радости горожан открылся базар для свободной продажи сельскохозяйственных продуктов, а также вещей домашнего обихода. За пользование местом взимался разовый сбор. На освобожденной территории органы власти контролировали цены на овощи. В городах Лиде и Волковыске цены на овощи были установлены на 20% ниже, чем в г. Гродно, в остальных городах и районных центрах – на 30%. Так, например, с 1 октября 1944 года  цена за 1 кг (первого сорта) картофеля была 40 коп., капусты – 68 коп., лука – 2 руб., помидоров красных -1 руб. 60 коп., моркови – 72 коп.

Кабинет детского приема и даже зубопротезная мастерская

Отсутствие медицинской помощи населению во время войны привело к вспышкам массовых эпидемий на территории города и района, распространению тифа, чесотки и других заболеваний. Здания, в которых находились медицинские учреждения до оккупации, были разрушены и сожжены, от здания больницы осталась одна уцелевшая стена.

С первых дней освобождения в городе развернулась работа по восстановлению деятельности лечебных учреждений. Открылась городская больница на 125 коек с хирургическим, терапевтическим, акушерско-гинекологическим отделениями. Начала работу городская поликлиника, в которой работали хирургический, терапевтический, глазной, акушерско-гинекологический, зубной кабинеты, лор-кабинет, кабинет детского приема и зубопротезная мастерская. Возобновили деятельность санитарно-эпидемиологическая станция, туберкулезный и венерический диспансеры. Городской больнице был передан дом по ул. Госпитальной №4. Заведующим горздравотделом стал Алексей Михайлович Фантеев.

Учение – свет

Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить систему народного образования. Школьные здания, а также оборудование были почти полностью уничтожены, не хватало учителей и преподавателей. Заочной подготовкой педагогических кадров в Гродненской области занималось Лидское педагогическое училище, которое должно было обеспечивать педагогическими кадрами г. Лиду, а также Лидский, Вороновский, Василишковский, Желудокский, Радунский и Щучинский районы. Для этого Лидскому педагогическому училищу было передано здание бывшей гимназии, которое до этого занимала воинская часть. На заочном отделении Лидского педагогического училища в 1944 году училось 275 человек.

Для улучшения работы за Лидским училищем закрепили белорусскую школу г. Лиды, как базовую школу при педучилище. Чтобы эффективнее готовить педагогические кадры, школа передала учреждению образования оборудование и наглядные пособия.

Большое внимание в это трудное для всех время уделялось инвалидам Великой Отечественной войны. В июле 1945 года в городе была создана комиссия по оказанию им помощи в трудоустройстве. Инвалиды, демобилизованные из Красной Армии, получили возможность взять кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Населению, которое возвращалось в родной город и особенно нуждалось в помощи, оказывалась материальная помощь из средств союзного бюджета. На эти цели городу Лиде были выделены средства в размере 1 тыс. рублей.

Властью города делалось все возможное для улучшения жизни людей, в переводе ее на мирные рельсы. Не оставался без внимания и вопрос об увековечивании памяти тех, кто погиб в боях за Родину. Было решено провести благоустройство могил: директору завода сельхозмашиностроения №1 тов. Макееву и директору ремесленного училища №12 тов. Суцко –  братских и индивидуальных могил воинов Красной Армии и партизан на русском кладбище; начальнику стройучастка тов. Пролыгину – братских и индивидуальных могил воинов Красной Армии и партизан, захороненных на территории городской больницы и сада, где похоронен подполковник Труханов Алексей Федорович; узловому парткому – могилы воинов Красной Армии и партизан на территории железнодорожного узла.

Можно еще долго перечислять события, которые происходили в нашем городе в первые, такие тяжелые годы после освобождения. Мы же остановились лишь на тех, которые показались нам наиболее интересными.

***

…Давно зарубцевались раны войны. Выросли новые поколения людей, но время не в силах стереть из человеческой памяти трагические и героические события минувшего. Ныне живущим и будущим поколениям важно, чтобы не угасла память о прошлом, чтобы высились обелиски и храмы во славу тех, кто принес освобождение белорусской земле. Ведь имя на обелиске – это последнее, что остается от бойца в жизни, и в нем единственная его безмолвная просьба к живым – не забудьте! Помнить о них – долг живущих…

ИСТОЧНИК