Высокая культура: на территории и в производстве!

Культура производства в ОАО «Торфобрикетный завод Дитва» высочайшая! Идешь по предприятию и… отдыхаешь. Возможно, со мной, журналистом, не согласятся те, кто здесь работает, – люди все-таки трудятся, но все равно территория радует глаз и, бесспорно, настраивает на позитивный лад. Порядок и то, с какой любовью он поддерживается, вызывают неподдельное восхищение и заводом, и руководством, и людьми, которые здесь работают.

И это не только субъективная оценка журналиста «Лідскай газеты»: среди торфоперерабатывающих предприятий республики завод Дитва в победителях – четвертый год подряд. Есть чем гордиться!

Кто преподносит заводчанам цветы?

Так что же в «Дитве» особенного? Предлагаю читателям виртуальную прогулку по территории, а сделанные на предприятии фотографии дополнят рассказ визуально. Хотя, конечно, увидеть эту красоту собственными глазами гораздо эффектнее.

У проходной предприятия – фирменный логотип ОАО «Торфобрикетный завод Дитва». Малая архитектурная форма в вечернее время суток имеет подсветку. Рядом – нулевой километр. Он указывает не только на расстояние от предприятия до Беняконей, Гродно, Минска, Москвы и других населенных пунктов, но и координаты геолокации завода.

Идем дальше. Возле бывшей пожарной каланчи, верхушку которой венчает действующий флюгер, рабочих встречает оригинальная фигура человека, собранная из различных шестеренок, болтов, гаек и других деталей. Железный персонаж дружелюбно протягивает букет цветов каждому, даря тем самым хорошее настроение на весь рабочий день.

На башне отреставрированной каланчи – электронное табло. Это и часы, и термометр одновременно, а в праздничные дни еще и экран с поздравлениями: наилучшие пожелания трудовому коллективу передаются на табло в виде бегущей строки. Торец расположенного по соседству здания и вовсе красочный мурал. Стена расписана лидским художником Иваном Красочко. На «холсте» производственные моменты переплелись с пейзажами живописных окрестностей Лидчины, богатых торфяными месторождениями.

Еще одна картина украшает один из цехов. Она также на тему торфодобычи. Примечательно, что работа объемная, или, как теперь модно говорить, в формате 3D. Автор монументальной картины – Светлана Кучинская, дочь работника предприятия.

Все здания «Дитвы» выкрашены исключительно в фирменные цвета, а это бордовый и бежевый, в цехах также используются оттенки серого. И даже машины, которые приобретает завод, стараются брать в одном цвете – синем. Приятно отметить и то, что на предприятии не заблудишься: все цеха подписаны крупными буквами, которые видны издалека, так что сориентироваться на территории и понять, что где находится, проще простого.

Даже несмотря на декоративные деревья и кустарники, которые с любовью высажены на заводской территории, картина не была бы столь идеальной, если бы не исключительная чистота, которая здесь царит. И еще один важный момент. Чистый воздух априори не свойственен торфоперерабатывающему производству, однако здесь, в «Дитве», он именно такой. А все благодаря тому, что на предприятии произведена поэтапная замена систем аспирации современными, более эффективными, что позволило обес­пылить технологический процесс производства брикетов.

А под открытым небом – эксклюзив!

А вот и столовая торфодобытчиков. Она в «Дитве» тоже оригинальная: не просто столовая, а целый вагон! Именно в нем везут обед тем, кто трудится на добыче полезного ископаемого. Поскольку общая площадь месторождений немаленькая, 500 гектаров, бригад трудится несколько, каждая на своем участке. И чтобы вкусным обедом накормить всех, у вагона-столовой 3-4 остановки, посуда моется в дороге между ними. Ежедневный путь, который проходит вагон-столовая, – 20 километров в обе стороны.

Едет столовая не по обычной железной дороге, ширина которой равняется 1520 миллиметров, а по узкоколейке, ширина которой в два раза меньше – 750 миллиметров. Впрочем, узкоколейка – отдельная тема. Именно по узкой колее передвигается весь железнодорожный транспорт торфодобытчиков и организовываются экскурсии для промышленных туристов. А директор предприятия Казимир Банцевич решил пойти еще дальше и посвятить узкоколейке целую экспозицию под открытым небом, благо территория завода позволяет – 16 гектаров. И первые экземпляры уже есть.

– Это техника с историей. В наши дни такой транспорт уже не используется, но мы решили сохранить раритеты и собрать свою коллекцию экспонатов, – рассказывает Казимир Владимирович, проводя для журналистов «Лідскай газеты» ознакомительную экскурсию. – Все экспонаты имеют непосредственное отношение к узкоколейке, использовались либо на лесоразработках, либо на добыче торфа. На таких вагонах, к примеру, перевозили грузы, которые боятся атмосферных осадков. Снаружи экспонат восстановили своими силами, внутри реставрационные работы продолжаются. А такая цистерна использовалась для перевозки горюче-смазочных материалов, в частности, дизельного топлива. Второе назначение емкости объемом 20 метров кубических – транспортировка воды для тушения пожаров.

Вот эта сорокатонная грузовая платформа служила для перевозки тяжеловесной техники: экскаваторов для торфоразработок, гусеничных бульдозеров, подъемных кранов. А рядом с ней – легкая платформа, на которой размещен снегоотвал. Агрегат устанавливался впереди тепловоза и в снежные зимы расчищал узкоколейку. На соседнем пути – еще один вагон, немецкий, производства ГДР. Это бывшая паровая электростанция, оборудование которой, к сожалению, не сохранилось.

– Экспонаты будут пополняться. Из Могилевской области еще тепловоз везем, – увлеченно делится планами директор торфобрикетного завода Дитва. – В Витебской области нашли шпалы с рельсой российского производства с клеймом 1916 года. Не такие, какие используют сейчас повсеместно, – бетонные, а старинные металлические. Сделаем древний участок железной дороги. Параллельно собираем коллекцию предметов и профессиональных инструментов, имеющих непосредственное отношение к узкоколейке.

Чтобы было еще лучше

Не зря говорится: порядок в доме – порядок в голове. Высокая культура производства организует не хуже: последние десять лет торфобрикетный завод работает рентабельно, с неизменно положительным результатом. А в 2021 году предприятие стало победителем республиканского конкурса «Лидер эффективности». Этому вопросу в ОАО уделяется должное внимание. Котельная предприятия переведена с потребления импортного газа на фрезерный торф. Кроме того, внедрены системы контроля расхода топлива и GPS-контроля за работой техники. Установлено 90 комплектов такого оборудования, что позволяет экономить 30 и более тонн дизельного топлива в год.

 Главная цель модернизации – не столько увеличение объемов выпускаемой продукции, сколько улучшение условий труда работающих: минимизация запыленности, вибрации, шума, а также соблюдение санитарно-гигиенических и экологических нормативов, – отмечает Казимир Банцевич. – Из 240 человек, что трудятся на предприятии, 80 процентов – жители агрогородка Дитва и округи. Средняя зарплата по предприятию – 1775 рублей. В сезон добычи торфа работники участка зарабатывают и по 3000 рублей. С окончанием сезона многие переводятся в другие подразделения. Многие осваивают две профессии, чтобы была возможность и торф добывать, и зимой работать без простоев. 

Несмотря на то что добыча торфа ведется лишь с мая по август, работы на предприятии хватает в любое время года. Производство круглосуточное, останавливается лишь на 25 дней в году – на время проведения ремонтно-профилактических работ.

Основная продукция завода Дитва – топливные брикеты. Их выпускают более 100 тысяч тонн в год, из которых порядка тридцати процентов идет на реализацию населению Гродненской и Витебской областей. Закупают брикет и различные учреждения социальной сферы, бюджетные организации: сельские больницы и амбулатории, библиотеки, спортивные школы, воинские части, сельхозпредприятия.

Также торфобрикетный завод производит порядка 30 тысяч тонн торфяной сушенки, которую перевозят в цистернах и используют при производстве цемента и извести. Кроме того, на заводе стали производить древесный уголь для шашлыков. Сырья для данной продукции у торфодобытчиков хватает – это деревья и кустарники, произрастающие на участках торфоразработок при строительстве полей добычи торфа.

Интерес к продукции предприятия проявляют и за границей. Дитвянский брикетированный торф поставляется в Польшу, Латвию, Литву. В прошлом году экспорт продукции составил 43 процента, в этом году будет порядка 30, убежден руководитель завода.

Остается добавить, что сейчас добыча торфа ведется в двух месторождениях: «Диковина» и «Крупка». Несмотря на то что добыча полезного ископаемого была начата здесь еще в 1973 году, прогнозируемые запасы оцениваются в 3 миллиона 850 тысяч тонн, что обеспечит стабильную работу предприятия как минимум на 25 лет.

По информации lidanews.by